Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов



8 (383) 222 21 15
г. Новосибирск ул. Дунайская, 122

История №33

К юристам ОО "НОО ВОИ" обратился гражданин Р. с необходимостью составить иск к местной администрации. Юристы составили иск и сочли необходимым сопроводить гражданина Р. в суде.

Гражданин Р. обратился с иском к Местной администрации города в котором просил возложить обязанность на ответчика по улучшению в максимально короткие сроки жилищных условий инвалиду - колясочнику первой группы и его семье составом из четырех человек, предоставив благоустроенное жилое помещение находящееся на территории города,отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен имеющегося жилого помещения в размере 67,5 кв.м.

В обоснование требований указано, что истец является инвалидом 1-ой группы, зарегистрирован и проживает со своей семьей из четырех человек в квартире.

Согласно договора найма жилого помещения № от 2012 г. и постановления № о предоставлении жилого помещения ответчиком было передано супруге истца, М., и членам ее семьи, то есть ее супругу, истцу Р., детям - в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 30 кв.м.

В настоящее время обменяв это жилье на квартиру, находящуюся на третьем этаже, семья гражданина Р. является собственником двух жилых помещений, расположенных в, общей площадью - 33,5 кв.м., жилой 17,4 кв.м., общей площадью - 34,0 кв.м, в том числе жилой площадью - 30,0 кв.м.

Истец указывает, что ответчик отказал в предоставлении ему другого жилого помещения, соответствующего санитарно- техническим нормам, о чем свидетельствует ответ от июня 2018 г. году.

В свою очередь, как указывает заявитель, он не способен сам ходить и осуществлять иную деятельность без посторонней помощи. При этом, проживание в общежитии по вышеуказанному адресу на третьем этаже всей семьей, вчетвером, значительно усугубляет состояние его здоровья и здоровье его супруги – инвалида третьей группы с нарушением функции суставов, которая ходит с палочкой, и прооперирована тридцать четыре раза. Супругам обременительно спускаться и подниматься на третий этаж. В общежитии, котором они проживают, нет ни перил ни пандуса. Более того нет условий для нормального образа жизни: общежитие не газифицировано, нет теплой воды. Чтобы прокормить, и воспитать своих детей, им приходится ежедневно просить соседей, чтобы они помогли им спуститься с третьего этажа, а вечером подняться в свою квартиру. Эта обстановка сильно влияет на общее психическое и физическое состояние их детей, которых приходится ежедневно тревожить, что мешает последним заниматься учебой полноценно, выполнять домашние занятия. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушаются права и законные интересы семьи истца, как семьи инвалида первой группы.

Истец ссылается на то, что он и его супруга уже неоднократно обращались в разные инстанции, а также к ответчику по вопросу улучшения жилья. Однако, ответчик отказывает в предоставлении пригодного для проживания жилья, что нарушает права и законные интересы семьи Р.

Автор иска считает, что ему, как инвалиду первой группы-колясочнику, и его супруге, как инвалиду третьей группы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, рекомендовано по заключению лечебных учреждений проживание в квартирах, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации или замена занимаемой квартиры на жилое помещение в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, замена производится на равнозначное по площади жилое помещение на условиях: занимающим жилое помещение на праве собственности предоставляется квартира по договору мены либо, по желанию граждан, по договору безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда города.

Таким образом, считает, что его семья имеет право на улучшение жилищных условий путем предоставления другой квартиры, либо обмена на иное помещение соответствующее санитарно - техническим нормам.

В иске также указано, что первоочередный порядок обеспечения жилыми помещениями применяется только в отношении инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся до 2005 г. Гражданин Р. состоял в общегородской жилищной очереди с 2000 г. в местной администрации городского округа по 2012 г. В 2012 г. снят с очереди в связи с переездом в город, о чем свидетельствует справка.

В части второй статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" указано, что граждане, принятые на учет до 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Поэтому, если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инвалиды или семьи, имеющие детей-инвалидов. состояли на учете в качестве нуждающихся, то право на предоставление жилья вне очереди сохранилось за ними и после вступления в силу Жилищного кодекса РФ.

Постановлением от 2012 г. супруга истца - М. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в составе семьи из четырех человек.

Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий также подтверждается актом проверки жилищных условий, в заключении которого указано, что жилые помещения, в которых проживает семья не соответствует требованиям, установленным для жилых помещений (не газифицирован, нет горячей воды). 

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи40(часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (статья 2 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 181-ФЗ)).

Согласно ст.17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 2005 г., финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положениями статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 2005 г. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Статья 31 Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу п. 8 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).

Из смысла приведенной нормы следует, что основанием для переселения инвалида и семьи, имеющей ребенка-инвалида, является индивидуальная программа реабилитации, содержащая такое предписание.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 6 Правил жилое помещение предоставляется на каждого члена семьи в пределах нормы, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что истец, является инвалидом первой группы бессрочно, ограничение способности к трудовой деятельности третьей степени, причина инвалидности - по общему заболеванию.

Из индивидуальной программы реабилитации инвалида (истца) следует, что последний, в том числе, нуждается в медицинской реабилитации и в протезировании. Также нуждается в социально-бытовой реабилитации. При этом рекомендовано переселение с верхнего этажа на нижний.

Супруга истца - М., является инвалидом третьей группы с детства бессрочно (справка МСЭ-2011 №).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, истец является собственником квартиры площадью 34.1 кв.м. по адресу: ____.

Из свидетельств о государственной регистрации права ___ следует, что супруга истца М., а также несовершеннолетние Э. и Х. являются собственниками квартиры, площадью 33,5 кв.м. по 1/3 доли в праве. Квартира расположена по адресу: ____.

Постановлением главы администрации _____ с составом семьи в 4 человека принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.

Из ответа главы администрации г___ истцу Р. следует, что администрация не имеет свободного муниципального жилья для предоставления семье, при возможности жилищные условия семьи будут улучшены в порядке очередности.

Из письменного сообщения главы администрации ___ М. следует, что в собственности семьи находится две квартиры общей площадью 67,5 кв.м., на каждого члена семьи приходится по 16,8 кв.м. общей площади жилого помещения, что соответствует норме предоставления жилья. Предоставить жилье семье дополнительно к имеющимся жилым помещениям не представляется возможным, так как они не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, исходя из учетной нормы (менее 12 кв.м.), установленной. Какого-либо пригодного жилья, для того чтобы произвести его обмен на одно из жилых помещений, находящихся в собственности семьи, не имеется.

Согласно справке, выданной председателем общественно-жилищной комиссии администрации города , истец состоял в общегородской жилищной очереди с 2000 по 2012 г. В 2012 г. снят с очереди в связи с переездом на другое место жительства. Жилье не было предоставлено.

В судебном заседании свидетель Р., приходящаяся супругой истцу, подтвердила обстоятельства, изложенные в иске. Указала, что в 2012 г. она была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако обратила внимание на то, что она была поставлена на учет намного ранее, старые документы о постановке ее на учет были утеряны. Она неоднократно обращалась в администрацию, но ей каждый раз сообщали, что документы утеряны, поэтому она вынуждена была встать на учет уже в 2012 г. Р. со своим супругом неоднократно обращались в разные инстанции, но все их попытки безрезультатны. Для того, чтобы дома иметь горячую воду, был установлен водонагреватель, который потребляет много электроэнергии, в месяц им приходится платить около 2000 руб., дом не газифицирован. Каждый раз они вынуждены просить соседей для того, чтобы они помогли поднять ее супруга на третий этаж, либо спустить вниз. Соседи уже косо смотрят на их семью. В доме сыро, плесень.

Из акта проверки жилищных условий истца следует, что на каждого члена семьи приходится по 16,9 кв.м. общей площади занимаемых жилых помещений, больше учетной нормы (12 кв.м.), однако в связи с тем, что жилые помещения, в которых проживает семья заявителя не соответствует требованиям, установленным для жилых помещений (не газифицирован, нет горячей воды), семья нуждается в улучшении жилищных условий.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец М. является нуждающимся в жилом помещении в силу п. 4 ч. 1 ст.51 Жилищного кодекса РФ и в силу Постановления Правительства РФ.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, осуществляется по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления, либо специально назначенным должностным лицом.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд решил исковые требования удовлетворить частично.

Возложить обязанность на ___ по улучшению жилищных условий инвалида-колясочника первой группы М. и его семьи составом из четырех человек, предоставив им благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории города, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен имеющегося жилого помещения в размере 67,5 кв.м.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

8 (383) 222 21 15
Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов



Настройки шрифта
Выберите шрифт:
Без засечек С засечками
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой