Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов



8 (383) 222 21 15
г. Новосибирск ул. Дунайская, 122

История №27

Т. обратилась в районный суд с иском в интересах несовершеннолетнего С., к Администрации, требуя обязать ответчика предоставить С., вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, отвечающее установленным требованиям.

В обоснование требований указано, что С., является ребенком – инвалидом , что подтверждается справкой № и ему установлена ЕДВ по категории «Дети – инвалиды» в связи с имеющимся у него хроническим заболеванием, которое попадает под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 п. 3 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». В 2017 г. Т. обратилась с заявлением на имя начальника департамента правовой работы аппарата администрации о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, состоящей из 3-х членов семьи: мать, сын, дочь. В октябре 2017 г. приказом начальника департамента правовой работы аппарата Администрации принято решение о признании малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Учетный номер Т. по городу – 8244. С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Истица с детьми зарегистрирована в частном доме. Дом является одноквартирным, однокомнатным, неблагоустроенным, в котором зарегистрировано 6 человек. В декабре 2017 г. истица обратился к ответчику с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения и сообщении учетного номера очереди, в которой состоит ее сын. В январе 2018 г. истицей был получен ответ № о том, что учетный номер семьи по городу – х, С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под номером – №. В феврале 2018 г. истица снова обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, на которое был получен отказ в форме ответа на обращение.

Определением районного суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства.

В судебном заседании истица Т. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований Т. по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду объяснила, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, не относится к полномочиям администрации. Возложение на администрацию, не обеспеченную средствами соответствующего бюджета, указанной обязанности, влечет причинение убытков бюджету.

Представитель третьего лица Правительства области С., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без ее участия, представила в материалы дела письменные возражения, в которых указала, что обеспечением жильем граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства области, уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, о причинах их неявки суд в известность не поставило, письменных возражений относительно исковых требований в материалы дела не представило.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив все представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Согласно части 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Судом установлено, что сын истицы Т. - несовершеннолетний С., страдает заболеванием, которое включено в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается выпиской из протокола ВК ОГБУЗ «Психоневрологический диспансер».

Согласно справке серии МСЭ №, несовершеннолетнему С., была установлена группа инвалидности – категория «ребенок – инвалид ».

Справкой УПФ РФ подтверждается, что С. является получателем пенсии по инвалидности .

Как усматривается из справки отдела адресно – справочной работы УВМ ГУ МВД России по несовершеннолетний С., зарегистрирован по указанному в деле адресу.

Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности сестре истицы., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы.

Как следует из справки паспортного стола «Сервисно – регистрационный центр» имеющихся в материалах дела, в жилом доме, расположенном по указанному адресу: помимо Т., ее дочери и ее сына С., страдающего хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, зарегистрирована сестра истицы - которой принадлежит данное жилое помещение, вместе со своей семьей: мужем и дочерью.

Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации семья признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Т., проживающая по указанному адресу составом семьи три человека: дочь, сын С.,. С. был включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно информационной справке начальника департамента правовой работы аппарата Администрации Т., составом семьи три человека: сын – С., дочь, состоит на учете граждан, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Администрации с 2013 г. на основании приказа начальника департамента правовой работы аппарата администрации. Учетный номер Т. по – №. На основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно ответу администрации на обращение Т. по вопросу предоставления информации об очередности предоставления ее семье жилого помещения по договору социального найма, учетный номер истицы по – 8234. Номер С. – №.

Согласно ответу администрации Т. по вопросу обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке, полномочия по обеспечению жильем инвалидов отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищный кодекс РФ, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан, не возлагает дополнительной обязанности по обеспечению инвалидов жильем во внеочередном порядке. Применительно к инвалидам , вставшим на учет после 2005 г., обеспечение жильем должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть бюджета. Средства на обеспечение жильем инвалидов в бюджет не поступают, несмотря на неоднократные обращения администрации о выделении денежных средств для приобретения жилья указанной категории граждан.

Из пояснений истицы Т. в судебном заседании следует, что на момент рассмотрения спора, в связи с имеющимся у ее сына хроническим заболеванием, она вынуждена была выехать из жилого дома, принадлежащего ее сестре, и снять отдельное жилое помещение, заключив договор коммерческого найма.

По условиям представленного истицей в материалы дела договора найма жилого помещения от , заключенного между наймодателем и Т. (наниматель), наймодатель предоставляет нанимателю помещение, состоящее из 1 комнаты, за плату, во временное пользование в целях проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Т. , действующей в интересах несовершеннолетнего С., – удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Администрацию предоставить С., вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, отвечающее установленным требованиям, площадью не менее 15 кв.м.

В части требований по предоставлению жилого помещения большей площадью – отказать.

8 (383) 222 21 15
Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов



Настройки шрифта
Выберите шрифт:
Без засечек С засечками
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой