Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов



8 (383) 222 21 15  88006002018
г. Новосибирск ул. Кирова, 76

История №32

В службу юридической поддержки граждан с инвалидностью обратился за консультацией Гражданин О. Гражданин О. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений мэрии (далее по тексту Департамент, ДЗО), о признании незаконным решения и возложении обязанности предоставить ему в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без торгов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является инвалидом 2 группы. В декабре 2017 года он обратился в ДЗО мэрии с заявлением о предоставлении ему в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 17 Постановления Правительства РФ, земельного участка. В феврале 2018 г. ему направлено уведомление о возврате заявления, как не соответствующее требованиям п.1 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Истец считает отказ незаконным, в связи с чем, вынужден обратиться за защитой своих интересов в суд.

Судом к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика было привлечено Управление жилищных отношений администрации.

Ответчик Департамент земельных отношений мэрии о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, из представленного отзыва следует, что Департамент иск не признает, просит в удовлетворении требований отказать.

Управление жилищных отношений мэрии, о времени и месте рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным, и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Российской Федерации принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 2 Федерального закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К числу социальных гарантий относятся и обозначенные положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Однако, указанная норма (статья 17 названного Закона) поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В силу пункта 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от № «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведению подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Истец зарегистрирован по адресу: __. Данное жилое помещение принадлежит О. на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 2012 г., площадь жилого помещения составляет 44,9 кв.м.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о регистрации права собственности на квартиру по адресу отсутствуют.

Из представленных суду справок следует, что кроме истца в указанной квартире еще зарегистрированы 3 человека.

К данным правоотношениям при определении вопроса от нуждаемости применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации, в частности ст.ст. 51, 52, 69 ЖК РФ.

Согласно ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Пунктом 1 решения городской администрации от № «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Таким образом, по смыслу ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, истец является нуждающимся в жилом помещении, поскольку обеспечен жилым помещением менее учётной нормы – 12 кв.м.

При принятии решения суд учитывает, что порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом из анализа положений приведенной нормы, в частности п. 6 следует, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданам права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в рамках данной процедуры, осуществляется, если право на такое приобретение основано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации сказано, что возможен отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем, истец к таким лицам не относится.

Согласно подп. 14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Истец, как инвалид, не обеспеченный жилой площадью, вне зависимости от его постановки на жилищный учет, имеет право на приобретение земельного участка в силу положений Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что Департамент земельных отношений администрации, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринимать необходимые действия для обеспечения прав гражданина, который не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка.

Учитывая, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жилым помещением не обеспечен, с учетом того, что истец является инвалидом, он вправе требовать предоставления ему земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд признал незаконным уведомление Департамента земельных отношений мэрии о возврате заявления и возложить на Департамент земельных отношений мэрии города обязанность предоставить О. в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без торгов.


Решение может быть обжаловано в областном суду через районный суд города в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

8 (383) 222 21 15
Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов



Настройки шрифта
Выберите шрифт:
Без засечек С засечками
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой